Большая Советская Энциклопедия

Понятие: АНАЛИЗ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности. Аналитич. методы настолько распространены в науке, что термин "А." часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в обществ, науках (количественный и качественный А. в химии, диагностические А. в медицине, разложение сложных движений на составляющие в механике, функциональный А. в социологии и т. д.). Процедуры А. входят органической составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Но и на других ступенях познания А. сохраняет своё значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с др. процедурами исследования. Аналитич. процедуры являются одними из главных не только в науч. мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познават. задач. Как познават. процесс л., изучается психологией, рассматривающей его как психич. процесс, к-рый осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных, а также теорией познания и методологией науки, к-рые рассматривают А. прежде всего как один из приёмов (методов) получения новых познават. результатов.

А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетич. деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.- мыслительный, или абстрактно-логич., А. Эта форма возникла вместе с навыками материально-практич. расчленения предметов в процессе труда; по мере усложнения последнего человек овладевал способностью предварять материально-практич. А. мыслительным. Развитие производств, деятельности, мышления и языка, приёмов науч. исследования и доказательства привело к появлению разных форм мыслительного А., в частности расчленения предметов на неотделимые от них признаки, свойства, отношения. В отличие от чувств.-наглядного, мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусств, языках (знаковых системах науки). С др. стороны, и сам А., вместе с др. приёмами, служит средством формирования понятий о действительности .

Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Одним из них является мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части. Такой А., выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с точки зрения нек-рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения; одни из них подвергаются дальнейшему А., а от других отвлекаются; на следующем этапе А. может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т. д. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А, является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - непересекающиеся подмножества данного множества. Такого рода А. называют классификацией. Все эти и др. виды А. применяются как при получении нового знания, так и при система-тич. изложении уже имеющихся науч. результатов. А. широко используют также в педагогич. процессе.

Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логического (логического) А. Логич. А.- это уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержательных областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, - т. н. формализованных языков. Логич. А.- один из осн. познавательных приёмов науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию матем. логики, кибернетики, семиотики и разработке информационно-логич. систем (см. Формализация).

В ином смысле понимается А. в истории математики. Здесь А.- это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно); под синтезом же понимается рассуждение, идущее в обратном направлении. А. в этом смысле является средством выявления идеи доказательства, но в большинстве случаев сам по себе доказательством ещё не является. Синтез же, опираясь на данные, найденные в А., показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, даёт доказательство теоремы или решение задачи.

Лит.: Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; Проблемы мышления в современной науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Петров Ю. А., Гносеологическая роль формализованных языков, в кн.: Язык и мышление, М, 1967. Б. В. Бирюков.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: АНАЛИЗ - Книга рекордов Гиннесса