Большая Советская Энциклопедия

Понятие: XV. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

источник - Большая Советская Энциклопедия




XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Древнейшие поселения на терр. А. восходят к энеолиту (Аджи-Халил, Шенгавит). Высокой строит. культурой характеризуются сооружения гос-ва Урарту (9-6 вв. до н. э.). От периода эллинизма сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость Гарни с остатками языческого храма типа греко-рим. периптера (1 в. н. э.). Нар. жилище - глхатун (прямоугольное в плане, со ступенчатым деревянным куполом), прототип к-рого описан ещё Ксенофонтом (4 в. до н. э.), традиционно сохранялось до 20 в.

В связи с развитием феод. отношений (3-4 вв.) и принятием христианства (301) сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце, Аруче); возводятся храмы, имеющие общие черты с храмами Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят. архит. школу. Строятся церкви: однонефные зальные (Ширванджух, 5 в.) и трёхнефные базиликальные (Касах, 4 в.; Ерерук, 5 в.). Разрабатываются многообразные типы центрич. купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, 5 в.); четырёх-апсидные (в Црвизе, Арзни, 5-6 вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591-602; Рипсиме), восьмиапсидные (Зоравар, 7 в.) и др. В сер. 7 в. возводится трёхъярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрич. и базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (Текор, кон. 5 в.; Одзун, сер. 6 в.) и уникальных "купольных залов", в к-рых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам, благодаря чему достигается нерасчленённость внутр. пространства (Птгни, 7 в.; Аруч, 7 в.). Сооружения 5-7 вв. характеризуются чёткой, компактной композицией, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, лаконизмом декора, красотой кладки чисто отёсанного камня (туф, базальт).

Прерванное в кон. 7 в. араб. завоеванием монумент. стр-во переживает новый подъём с кон. 9 в., после освобождения страны от владычества Араб. халифата. Частично сохраняются прежние планы и композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная резьба по камню, аркатуры). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции. Ведётся обширное гражд. и культовое стр-во в городах страны: в Ани (столица с 961) сооружаются мощные оборонит. стены, дворцы, кафедральный собор (989-1001) и церковь Гагикашен (1001-10; оба - зодчий Трдат); на о. Ахтамар возводятся дворец и церковь Святого креста (915-921, зодчий Мануэл), уникальная по богатству декора (многочисл. сюжетные рельефы, орнаментальная резьба и др.). Стратегич. пути прикрываются мощными крепостями (Анберд, Тигнис); формируются крупные монастырские комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконк). В 12-14 вв. ведущей становится гражд. архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений - гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи с. Ахкенд, в Зоре и др.). Строятся мосты (близ Санаина, конец 12 в.). Возводятся гавиты (притворы) - полукультовые сооружения, в монумент. формах воспроизводящие композицию нар. жилого дома (в Санаине, Ахпате, Хоракерте и др.). Церк. зодчество замыкается в нескольких канонич. типах. Создаётся ряд новых кам. конструкций, в т. ч. перекрытие на перекрещивающихся арках. Значит. интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк (Гегард, 12-13 вв.). Большое стр-во в 11-14 вв. ведётся в Киликийском арм. гос-ве (1080-1375), где строятся крепости, порты, дворцы, храмы, школы.

Монг.-тат. нашествие привело к упадку экономики, и с сер. 14 в. в А. почти прекращается монумент. стр-во. Кратковрем. оживление наблюдается лишь в 17 в. (монастырские комплексы: Мугни, Хор-Вирап, Татеви-Мец-Анапат и др.).

После присоединения к России (1828), особенно в кон. 19 - нач. 20 вв., в городах сооружаются 2-3-этажные дома, многоквартирные или многокомнатные, часто галерейного типа. В нач. 20 в. появляются нек-рые элементы благоустройства, строятся здания обществ. назначения. Архитектура Сов. А. формировалась под воздействием социалистич. преобразований в стране на основе творческого использования традиций нац. зодчества, с учётом природных и новых бытовых условий. За годы Сов. власти фактически заново построена столица А.- Ереван. Реконструкция Еревана по ген. плану 1924 (арх. А. И. Таманян; один из ранних опытов социалистич. преобразования города) предусматривала функциональное зонирование территории, создание ансамблей крупных обществ. зданий (площадь Ленина, вузовский городок, комплекс культ.-просвет. зданий). Многоэтажные дома с квартирами сквозного проветривания и верандами, необходимыми в климатич. условиях А., строились в Ереване, Ленинакане, Алаверди и др. городах (арх. А. А. Агаронян, Б. С. Ара-зян, Н. Г. Буниатян, М. В. Григорян, О. С. Маркарян, С. А. Сафарян). В 30-х гг. арх. К. С. Алабян, Г. Б. Ко-чар, М. Д. Мазманян и др. осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски оригинальных объёмно-планировочных композиций юж. жилища. Большую роль сыграло творчество А. И. Таманяна: стремление сочетать современные и традиционные архит. формы (1-я Ереванская ГЭС, 1923-26; Дом правительства, 1926-41; Театр оперы и балета, 1926-53) определило стилевую направленность арм. архитектуры до сер. 50-х гг. (здания на площади Ленина, арх. М. В. Григорян, Э. А. Са-рапян, С. А. Сафарян и др., крытый рынок, арх. Г. Г. Агабабян, инж. А. А. Аракелян, ж.-д. вокзал, арх. Э. А. Ти-гранян, винные подвалы треста "Арарат", арх. Р. С. Исраелян, - в Ереване; площадь Кирова в Кировакане, арх. О. С. Маркарян и 3. Т. Бахшинян). Применение местного камня различных оттенков (розовые, белые, кремовые туфы) придаёт своеобразный колорит городам и посёлкам А. Во 2-й пол. 50-х гг. и в 60-х гг., наряду со стр-вом из естеств. камня, получают развитие полносборное стр-во и применение типовых проектов. Творч. поиски архитекторов направлены на создание новых архит. форм и средств архитектурно-художеств. выразительности на основе совр. прогрессивных конструкций, новых строит. и отделочных материалов (Театр им. Г. Сундукяна, арх. Р.Б. Алавердян, инж. Р. А. Бадалян и др., спортивный зал "Динамо", арх. К. А. Акопян, Н. Г. Алавердян, - в Ереване; Ин-т радиофизики в Аштараке, арх. С. А. Гурзадян, М. М. Манвелян: здание симпозиумов в Бюракане, арх. С. А. Гурзадян). Всё шире используются скульптура, кам. мозаика. Большое внимание уделяется градостроительству: разработан ген. план Еревана (1969, арх. М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.), ведётся реконструкция центров городов (ул. Абовяна в Ереване, арх. Ф. Г. Дарбинян и др.; ул. Арагаци в Ленинакане, арх. Г. Н. Мушегян). В комплексной застройке живописно компонуются здания различной этажности в сочетании с архитектурой малых форм, водоёмами, озеленением. Строятся жилые дома повышенной этажности (в Ереване, арх. Д. П. Торосян, Л. М. Геворкян и др.; в Кировакане, арх. В. А. Белубекян, Г. М. Карапетян, инж. В. В. Папян и др.). Создаются мемориальные сооружения-памятники: героям Са.рдарапатского сражения 1918 (арх. Р. С. Исраелян, скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. А. Шагинян) в Октемберянском районе; жертвам геноцида армян 1915 (арх. А. А. Тарханян, С. Г. Калашян, скульптор О. Хачатрян), установлению Сов. власти в А. (арх. С. А. Гурзадян и Д. П. Торосян) - оба в Ереване.

Архитектура пром. и гидротехнич. сооружений 40-60-х гг. представлена зданиями ГЭС (Гюмушская, Ереванская- арх. Т. А. Марутян, инж. А. Г. Саркисян и др.) и крупных заводов (химич. волокна в Кировакане, арх. К. И. Худабашян и др.; Армэлектрозавод, арх. А. А. Погосян, О. А. Дохикян и др., и з-д химич. реактивов, арх. К. М. Ананян и др., - в Ереване). Построены мосты через р. Раздан в Ереване (инж. В. В. Пинаджян, Н. А. Славинский, арх.Г. Г. Агабабян) и через р. Касах в Аштараке (инж. С. П. Овнанян), акведук в Ереване.

С. X. Мнацаканян, Л. М. Бабаян.



Copyright © 2018    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: XV. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - Книга рекордов Гиннесса